«Когда мы сочтем, что «Восточное партнерство» нас ограничивает, мы прямо скажем об этом Евросоюзу» (за 17.06.2015)
Автор: Зураб Мачарадзе
Тематика: Политика
Издание: Мтели квира (Вся неделя)
Страна: Грузия
Интервью руководителя миссии Республики Молдова при Евросоюзе Еуджена Караса.
«Мтели квира»: - Какова Ваша оценка итогов прошедшего в Риге саммита «Восточного партнерства», оправдались ли ожидания Молдовы?
Е. К.: - В прессе я столкнулся с различными интерпретациями в связи с итогами этого саммита. Реально, все зависит от того, какие ожидания были у тех, кто рассуждает об этих итогах. Позиция официального Кишинева такова, что у нас было довольно реалистичное ожидание, что могло произойти в будущем, поскольку была проделана большая подготовительная работа, в том числе, в связи с текстом декларации. Мы думаем, что саммит оказался успешным, мы довольны его итогами. Если Вы посмотрите текст декларации, то увидите, что в очень многих параграфах Молдова упоминается в положительном контексте, например, в связи с визовым режимом, а также с имплементацией соглашения об ассоциации (с ЕС – ПП), в том числе, с вводом в действие соглашения о глубоком и всеобъемлющем торговом пространстве. Другие вопросы в тексте тоже отражены позитивно.
«Мтели квира»: - Евросоюз принял решение о пересмотре политики в отношении соседей. Он заявил, что отказывается от расширения в течение ближайших пяти лет. Как Вы оцениваете европейскую перспективу Молдовы?
Е. К.: - В своем вопросе Вы коснулись нескольких проблем, но я, наверное, остановлюсь на конкретном аспекте. Действительно, сейчас идет пересмотр (европейской – ПП) политики в отношении соседей. В данном случае мы говорим о том, что стремление восточных партнеров Евросоюза, которые заинтересованы в том, чтобы иметь европейскую перспективу, было отражено в новой политике в отношении таких стран.
Существует также представление, что «Восточное партнерство» и политика Евросоюза – не есть политика расширения. Это тоже аргумент, который имеет свою логику. Хотя, разумеется, это не означает, что мы не прибегнем к дипломатическим и политическим шагам, чтобы наши партнеры и коллеги изменили свое мнение, и не станем убеждать их в том, что те страны-участницы «Восточного партнерства», которые имеют такую цель, возможно, в один прекрасный день сделают заявку на вступление в Евросоюз и получат положительный ответ. Исходя из этого, думаю, что это вопрос времени и действия. Мы должны взглянуть на это как на большой, объемный процесс, в рамках которого наши страны осуществляют глубинную модернизацию и заново осмысливают то, что значит управлять государством, как следует развивать экономику, как должны работать государственные институты, здесь надо менять даже менталитет. Именно это и есть процесс модернизации. Мы, власти Молдовы, перенимаем пример Евросоюза для модернизации страны с тем, чтобы наши государственные институты и экономика работали в соответствии со стандартами ЕС. А если наступит время, когда мы сочтем, что «Восточное партнерство» нас ограничивает, мы прямо скажем об этом Евросоюзу.
«Мтели квира»: - Уже год, как Молдова имеет безвизовый режим с Евросоюзом, также задействовано соглашение о свободной торговле. Какова Ваша оценка результатов, какое влияние это оказало на урегулирование отношений с Гагаузией и Приднестровьем?
Е. К.: - Предоставление безвизового режима, конечно, вызвало очень позитивную динамику. Хочу сказать, что люди быстро привыкают к хорошему и также быстро забывают, какую работу проделало государство для достижения безвизового режима. Сейчас в Шенгенскую зону все ездят с простым паспортом, и это воспринимается как обычное дело, будто бы это было возможно и в прошлом. Наши коллеги из Грузии и Украины давно ждут такого продвижения вперед. Желаю им, чтобы такая возможность стала для них доступной в ближайшее время.
Что касается опыта Молдовы, то, думаю, психологически, это очень важный момент. Такое ощущение, что исчезла какая-то завеса, и безвизовый режим открыл перед нами весь мир. В Молдове это имело очень ощутимый эффект.
«Мтели квира»: - В последнее время Россия, государственные средства массовой информации все больше напрягают ситуацию вокруг Приднестровья, даже обвиняют Молдову и Украину в «блокаде». Какие Вы видите перспективы, в плане урегулирования этого конфликта?
Е.К. - В первую очередь, думаю, что формат переговоров «5+2» еще не исчерпал себя. К сожалению, встречи в этом формате уже не проводятся, но я надеюсь, что они возобновятся.
Что касается прессы, то мы должны спокойно работать над урегулированием проблемы Приднестровья и меньше оглядываться ее публикации. Позиция Кишинева такова, что мы шаг за шагом должны добиваться решения больших и малых проблем. Мы также готовы к переговорам в формате «1+1». Наш премьер тоже встретился с лидером Приднестровья, т.е. готовность и соответствующая заинтересованность есть, и мы должны работать спокойно, если даже пресса устраивает нам прессинг.
Всякая блокада (Приднестровья – ПП) исключается. В Молдове стоит российский (воинский – ПП) контингент, который выполняет миротворческую миссию. Существует двусторонний механизм отношений между нами и Российской Федерацией в связи с тем, как должна осуществляться ротация этих военнослужащих. Если этот он не нарушается, то он работает, и российские военные осуществляют ротацию, если же нарушается, они не могут попасть в регион.