«Холодная война» на пороге: у Азербайджана остается один путь… (26.12.2017)
Автор: Аналитическая служба «Йени Мусават»
Тематика: Политика
Издание: Йени мусават (Новое единство)
Страна: Азербайджан
Обнародованную в Вашингтоне национальную стратегию безопасности можно назвать и «дорожной картой» США на ближайшие годы. Фактически мир вступает в новую «холодную войну». Ее признаками называют решение США поставлять наступательные вооружения на Украину, поставки оружия Грузии, усиление американского военного присутствия в странах Восточной Европы, в том числе, развертывание здесь элементов ПРО. Кроме того, РФ и США вступили в новое противостояние на Ближнем Востоке.
Вряд ли можно предсказывать победу в новой «холодной войне» находящейся под санкциями России, у которой усиление военного потенциала происходит за счет ослабление финансово-экономических ресурсов. Если РФ в 2018 году на военные нужды из госбюджета направит 46 млрд. долларов, то у США оборонный бюджет составит 700 млрд. долларов.
Стратегия национальной безопасности США касается и Азербайджана как постсоветской страны. На фоне американо-российского противостояния бывшие республики СССР могут оказаться перед выбором – кого поддержать, Вашингтон или Москву? При этом Азербайджан оказывается в очень сложной ситуации. Республика буквально зажата между Ираном и Россией, которых США считают для себя угрозой.
Правда, в последнее время наблюдается сближение между РФ и Турцией, и Анкара может сыграть для Баку роль некой «страховки». Если, конечно, новые веяния «холодной войны» не поставят перед выбором саму Турцию.
В любом случае, для Баку приближается критический период – время выбора в условиях «холодной войны».
Однако, по мнению доцента кафедры политологии Академии государственного управления при президенте Азербайджана Елены Гасымовой, в сложившейся ситуации у Баку не остается иного выхода, как продолжать сбалансированную внешнюю политику. При этом на западном направлении у Азербайджана возможности для маневра ограничены. Причин тут много. В первую очередь, речь идет о географическом расположении страны – между Ираном и Россией.
«В отличие от времен Барака Обамы, Москва и Тегеран намерены оказывать более жесткое сопротивление США», - сказала эксперт.
Что касается Карабахского урегулирования, то, как считает политолог, эта проблема находится на периферии политических интересов Москвы и Вашингтона.
«У крупных игроков интерес к мирным переговорам будет расти, если вдруг возникнет форс-мажорная ситуация (война – «Йени Мусават»)», - резюмировала Гасымова.
|