Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

И снова здравствуйте!

Автор: Пресс-папье

С приходом в Белый дом президента Джо Байдена внешняя политика Соединённых Штатов явно ужесточается. По утверждению нового американского лидера, «Америка вернулась. Дипломатия снова в центре нашей внешней политики. Мы восстановим все наши союзы и вновь будем вовлечены в мировую повестку». В частности, это касается наступления на позиции России, одного из главных стратегических противников США.
В данном контексте выглядит вполне естественным желание Вашингтона вернуться в зоны влияния России. Стремление новой американской администрации усилить геополитическое противостояние с Москвой проявляется, в первую очередь, в виде активизации военно-политического присутствия по периметру российских границ. Закавказье и, в частности, Нагорный Карабах, обделённые вниманием американцев в период президентства Дональда Трампа, не являются в этом смысле исключениями.
В январе нынешнего года тогда ещё без пяти минут госсекретарь США Энтони Блинкен, комментируя ситуацию, сложившуюся после осенней войны в Нагорном Карабахе, заявил: «Президент сказал, что Соединённые Штаты должны возглавить дипломатические усилия, чтобы, сотрудничая с нашими европейскими партнерами, найти надежное решение конфликта. В случае моего назначения, я дам новый толчок участию США в поисках такого решения, которое обеспечит безопасность Нагорного Карабаха и поможет предотвратить новую войну. Оно включает в себя также нашу активизацию в рамках Минской группы ОБСЕ и дополнительную дипломатическую работу для предотвращения любого нового вмешательства со стороны третьих сторон».
Очевидно, что, говоря о «третьих сторонах», Блинкен имеет в виду российско-турецкий тандем, который стал основным бенефициаром осенней войны в Нагорном Карабахе. Известно, что решающую роль в посредничестве по остановке боевых действий сыграла Россия. В регион конфликта были введены российские миротворческие силы. В то же время в Москве признают, что прекращение кровопролития произошло, в том числе, посредством интенсивного взаимодействия с официальной Анкарой, которая открыто поддерживала и продолжает поддерживать Баку. В регион вошли и военнослужащие Турции – там функционирует совместный российско-турецкий Центр по контролю над прекращением огня.
Между тем известно, что для урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта ещё в 1992 году ОБСЕ (тогда – СБСЕ) создала Минскую группу, сопредседателями которой последние 24 года являются Россия, США и Франция. Именно эти страны вплоть до начала последней войны активно занимались международным посредничеством. Однако по её итогам Вашингтон и Париж, по существу, были выведены за рамки Карабахского урегулирования.
Очевидно, что Соединённые Штаты не желают мириться с минимизацией своего влияния в стратегически важном регионе мира, в котором доминируют их геополитический конкурент – Россия, а также, хотя и союзница по НАТО, но бесспорно ведущая самостоятельную политику Турция.
Сегодня представители Вашингтона прямо критикуют Москву за её нынешнюю политику в Карабахе. Заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии Джордж Кент утверждает: «Я ожидаю роста неудовлетворённости азербайджанских властей тем, что российские миротворцы, как представляется, остаются в Нагорном Карабахе на долгосрочную перспективу… Россия манипулирует конфликтом в Карабахе для получения собственной выгоды и без стремления урегулировать проблему и позволить Армении и Азербайджану двигаться вперед».
В то же время высокопоставленный американский дипломат, напоминая, что существует институт сопредседательства Минской группы ОБСЕ, отмечает: «Россия решила не добиваться согласования условий прекращения огня через механизм сопредседателей Минской группы... Она обеспечила это напрямую... в трёхстороннем формате».
Таким образом, новая администрация США, в сущности, ставит под вопрос итоги прошедшей войны, а также негативно оценивает усиление военного присутствия Москвы в зоне Карабахского конфликта и, как следствие, укрепление её политико-дипломатического влияния во всём Закавказье. В то же время Вашингтон пытается реанимировать Минскую группу ОБСЕ и, в частности, свою посредническую роль в урегулировании конфликта. Поэтому можно прогнозировать активизацию в скором времени американской дипломатии на южно-кавказском направлении.
Как представляется, американцы, несмотря на известные глубокие противоречия с Анкарой, могут попытаться воздействовать на ситуацию в регионе с хорошо замаскированной помощью своего союзника по НАТО, учитывая, что у Турции с Россией в отношениях имеется очень много проблемных точек. Можно также ожидать конкретные шаги Вашингтона по большему контролю над региональными шагами Турции и осуществлению различных проектов по разрешению существующих проблем в регионе Нагорно-Карабахского конфликта. К примеру, американская дипломатия уже начала проявлять особое внимание нормализации отношений по линии Азербайджан-Турция-Армения. Недавно Государственный департамент выделил армянским партнёрам, своего рода, первый транш на «восстановление дружественных отношений с жителями Турции и Азербайджана» в размере 150 тысяч долларов. Естественно, что подобными методами «мягкой силы» Соединённые Штаты пытаются ослабить роль России в урегулировании нынешней ситуации в Закавказье
Тем не менее, во всяком случае, в ближайшее время, вряд ли увенчается успехом стремление Вашингтона добиться серьёзных результатов по снижению влияния Москвы в регионе. После введения своих войск в качестве миротворцев в Нагорный Карабах и, соответственно, фактически создания очередной – четвёртой по счёту – военной базы в Закавказье позиции России в Армении, Нагорном Карабахе и Азербайджане значительно укрепились. К тому же, ещё большой вопрос, согласится ли Турция вновь стать сателлитом США в регионе, где она посредством самостоятельной политики уже стала серьёзным геополитическим фактором.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте